"За пределами представлений о правильных и неправильных действиях лежит поле. Я встречу тебя там", — Руми.
Будучи родом из Великобритании, последние десять лет я провёл, обучая начинающих и продвинутых коучей в России и на Бали. Присоединившись к ICF и собираясь аккредитовать наши программы как ACTP, а также пройдя собственную сертификацию в 2013, я заинтересовался менторингом и супервизией для развития коучей. И снова возник вопрос: что делает коучинг выдающимся?
Я слушал записи коуч-сессий, представленные нашими коучами на менторинг, и гадал: почему то, что я слушал, хотя и было искусным и соответствовало запросам клиентов, нельзя было назвать глубоким и трансформационным? И я спрашивал себя, каким образом наша работа может стать более живой и глубинной? Откуда возникает эта магия? И как можно добавить в наши сессии больше искры, из которой родится что-то поистине трансформационное?
Коучи часто называют себя "трансформационными", но является ли это маркетинговой уловкой или указывает на что-то, что можно наблюдать в действительности? Мы можем различить "транзакционное" и "трансформационное" лидерство. Можем ли мы сделать то же в коучинге?
Я думаю, что да, и определение Бейтсона о порядках научения это подтверждает.
Модель Бейтсона показывает, как мы можем понимать развитие в терминах логической иерархии типов или порядков научения, в которой каждый ключевой уровень превосходит нижележащий уровень.
ДЛЯ ПРИМЕНЕНИЯ НА ПРАКТИКЕ НАС ИНТЕРЕСУЮТ ТРИ УРОВНЯ ИЛИ ПОРЯДКА НАУЧЕНИЯ:
♦ простой первый порядок, поведенческие изменения;
♦ второй порядок научения-о-научении, включая убеждения и ярлыки, которые мы применяем к себе как результат проживания жизненного опыта;
♦ и научение третьего порядка — осознание того, что мы не являемся нашими само-определениями, но чем больше мы осознаем бытие, тем дальше превосходим и отражаем того, кем, как мы думали, мы являлись.
ТРАНСФОРМАЦИОННЫЙ КОУЧИНГ
Базовый коучинг, как правило, ориентирован на результат и эффективность — первый порядок в модели Бейтсона. Внимание направлено на прояснение желаемого результата и выработку пути следования к достижению через поведенческие изменения и наработку навыков, нужных для успеха.
Трансформационный коучинг не сводит на нет эту первопорядковую работу. Но он подразумевает большее: мы задействуем у клиента рамки второго порядка, влияющие на достижение этих целей — особенно убеждения, предположения и установки, которые предрасполагают клиента к возможности или невозможности достижения успеха.
Мы называем такой коучинг "трансформационным", потому что он подразумевает сдвиг не только в поведении, но и в отношениях клиента с тем, что он или она пытается достичь. Это означает не только влияние на то, что мы делаем, но и на то, как мы к этому относимся. Мы обновляем старый способ научения таким образом, чтобы объединить тело, разум и эмоции.
Это более глубокое научение второго порядка ощущается в теле, когда старые блоки смещаются и растворяются, высвобождая длительное напряжение в мышцах и тканях, освобождая чувства и расширяя тонкое внутреннее пространство бытия.
Коучинг должен быть трансформационным, когда клиент хочет стать эффективным на неуловимо более высоком уровне, а внутренние блоки или сопротивление портят путь к достижению.
Трансформационный коучинг подразумевает прерывание привычных точек стабильности, держащих на якоре наш мир. Он подразумевает отпускание в часто дезориентирующий переходный момент — "тряски" — когда связи старого научения ослабевают, а ментально-эмоциональные карты, фиксирующие наш мир, обновляются. В этот дестабилизирующий момент новое может наконец развернуться во всей красе.
Как предложили Хокинс и Смит, такие встроенные в тело трансформационные сдвиги должны возникать во время самой коуч-сессии для того, чтобы за пределами ее, на рабочем месте или где-то ещё, возникали длительные сдвиги.
ГЛУБИННЫЙ ТРАНСФОРМАЦИОННЫЙ КОУЧИНГ
Глубинный трансформационный коучинг идёт ещё дальше. Он подразумевает ослабление всей структуры, которая держит наше научение второго порядка. Это означает научение третьего порядка.
В третьем порядке или научении тройной петли не только смысл или истинность отдельных предположений в нашем внутреннем ландшафте — например, наша ценность или значимость, или способность изменяться или учиться — находятся под вопросом. Более того, вся основа, на которой мы выстроили наш мир, проходит проверку на прочность.
На когнитивном уровне мы имеем дело не только с предположениями о конкретной способности или черте характера, но с самим существованием отдельного себя, имеющего и сохраняющего эти черты. Давно забытые способы, которыми мы определили это, были "я", "ты" и "мир", и все ментальные и аффективные валы, рвы и дамбы, чтобы держать замок себя отдельно и в безопасности, подвергаются сомнению.
Глубинный трансформационный коучинг происходит тогда, когда связи разделения ослабевают, и в момент прямого узнавания мы осознаем, что наше существование не является в первую очередь индивидуальным и определяемым, и лишь затем универсальным и трансцендентным, а наоборот.
Такое радикальное изменение может показаться слишком далёким от того, что волнует клиента, и не таким релевантным для обычной коуч-сессии в лайф - или executive-коучинге. Однако, оно является фундаментальным для успешного коучинга в трёх направлениях.
ГЛУБИННАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ В КОУЧИНГЕ ОБЛЕГЧАЕТ ТРАНСФОРМАЦИЮ В КЛИЕНТЕ
Во-первых, трансцендентность "я" обеспечивает взгляд на мир, с которым коуч может лучше всего понять, что клиент действительно запрашивает даже в стандартных сессиях коучинга. Внутреннее осознание за пределами себя делает первый порядок и трансформационные изменения более очевидными.
Сотрясающие рамки "ощущения сдвигов" трансформационного коучинга по мере того, как старое мышление преодолевается, являются локализованными примерами в пределах внутреннего мира клиента того, что может произойти с целым. "Тряска", когда старые рамки сдвигаются, — это меньший пример великих потрясений, сопровождающих рост всей совокупности психики.
Чем больше коуч испытывает глубинную трансформацию и трансценденцию первичного разделения между псевдо-я и предполагаемым не-я, тем больше он или она в состоянии стимулировать и поддерживать трансформационные сдвиги в клиенте.
Поистине трансформационная работа случается, когда мы испытали глубинную трансформацию и трансценденцию наших собственных эгоцентрированных разделений — когда мы находимся как дома в этом рефлексивном измерении знания, охватывающем и я и ты, и я и мир.
КЛИЕНТ ПРИНОСИТ СЛОЖНЫЕ ЗАДАЧИ, ТРЕБУЮЩИЕ СДВИГОВ ТРЕТЬЕГО ПОРЯДКА В КОУЧИНГЕ
Во-вторых, по мере роста опыта коуча клиенты приносят все более широкие проблемы на коучинг. Сложности, с которыми клиенты сталкиваются, уже больше не касаются ни достижения результатов, ни преодоления глубинных психоэмоциональных препятствий для развития, но связаны с прикосновением к целостной природе и смыслу личностного существования.
Чтобы сопровождать клиента в этом исследовании, нам приходится превосходить наши собственные истории. Это помогает, если мы уже все больше и больше присутствуем в этом простом безусловном осознании — отражая всё, не проводя суждений ни о чем — в котором рождаются решения естественным образом.
Нам нужно сделать некоторые шаги по пути нашего собственного разворачивания дальше, чем прошёл клиент. И когда этот путь приведёт клиента на край старых предположений о том, кто и что он или она есть, это помогает, если мы не погрязли в своей собственной истории, а глубоко осознаем произвольную природу всех историй. И ключ к подобной нарративной свободе не является концептуальным, а воплощает просторное осознание бытия в удобном, любящем присутствии.
ГЛУБИННАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБЛЕГЧАЕТ РАБОТУ В И ИЗ ОБЩЕГО ОСНОВАНИЯ
В-третьих, реальное изменение не происходит первым делом ни в личном мире клиента, ни через интервенции коуча. Скорее оно вырастает естественно через открытие на основании опыта, общего как для коуча, так и клиента. Жизненно важно, чтобы коуч был пробуждён к этому трансперсональному основанию, потому что в этом поле — за пределами дуальностей и различий коуч и клиент по-настоящему встречаются.
Чем более коуч открыт полю осознанности, тем больше он или она могут держать эту тонкую просторность для диады коуч-клиент. Тогда становится легче позволить присутствовать в этом щедром зеркале тому, что должно присутствовать, возникнуть и развернуться в здесь-и-сейчас.
И тогда трансформация не является личной для клиента и не привносится коучем, но разворачивается естественным образом в самом коучинговом взаимодействии. Трансформация — это невинный результат эволюционной связанности меня и тебя как местных выражений общего источника — лишённого эго "Я/взгляда", оживляющего "мы", подспудно проявленное в нашем разделённом присутствии.
Тогда трансформация происходит естественным образом, потому что это природа самой Природы, которая воплощает нас в раскрытие этого, и будучи мощной для клиента, является радикальной для коуча, который ею также подпитывается и трансформируется.
В подчинении себя полю и в воплощении его, коуч через сам процесс коучинга проходит коучинг того, как проводить коучинг за пределами обычного разделённого мышления, как в течение сессии, так и вне ее, поскольку разделённость постепенно ослабляет свою хватку.
И это есть непрошенный побочный эффект коучингового пути. Наша трансформационная и глубинно-трансформационная работа воспитывается и способствует глубоком пробуждению, требуемому научением третьего порядка. Цель кроется в этом.
Такие претензии могут показаться надуманными. Но все глубинные изменения и рост имеют корни в некотором ослаблении иллюзии обособленности и ограниченности в проблеске свободы, предшествующей самоопределению. Это может показаться отдалённым, но оно никогда не является далёким. Малые жизненные события всегда готовы подарить этот проблеск — яркий пейзаж, рассвет, море, музыкальное произведение, рождение, смерть или взгляд в глазах любимого человека. Любой момент может распахнуть завесу разумности в секунду бескорыстности, наполненный лёгкостью и пустотой бытия. В коучинге, как и в жизни, как сказал Поль Валери: "Каждый атом тишины/Есть шанс на зрелый плод!" ("Cheque atome de silence/Est la chance d’un fruit mur!").
ЗНАНИЕ, НЕ-ЗНАНИЕ
Как мы поддерживаем развитие от коучинга, основанного на достижении результата или эффективности, к трансформационному коучингу и затем к глубинному трансформационному коучингу?
Что меня поражало в тех коуч-сессиях, которые я менторил, так это тенденция оставаться во власти разума, в которой лишь немного свежих сюрпризов приходили клиенту или коучу. Такой коучинг остаётся привязанным к "знанию". Чтобы коучинг стал трансформационным, нам нужно отплыть от безопасных отмелей того, что мы уже знаем, в неизвестные воды того, что мы не знаем.
Не-знание предполагает добровольный отказ от убеждения (в противоположность фразе Кольриджа), в котором мы освобождаемся от знакомого и очевидного, чтобы оставаться в состоянии тихого удивления, открытого новым ответам и инсайтам.
Возможно, нам придётся подталкивать как себя, так и клиента в сторону этого не-знания, позволяя старым определённостям ослабнуть, давая простор для появления нового.
НЕ-ЗНАНИЕ
Знание может служить трамплином для незнания. А незнание может дать новое знание, свежее и истинное. Эти взаимодополняющие отношения цветут, когда и знание, и незнание возникают и разворачиваются внутри более глубоких мистик прото-осознанности, называемых "Не-Знание".
Как предполагает Вордсворт, когда "мы засыпаем/ в теле и становимся живой душой", тогда "с глазом, ослеплённым силой/ гармонии и глубокой силой радости,/ мы видим жизнь вещей". В Не-Знании появляется новое мощное знание. Если в своём коучинге мы можем следовать за "этим безмятежным и благословенным настроением,/ в котором чувства нежно ведут нас", мы тоже видим "жизнь вещей". Тогда незнание даёт доселе скрытую информацию как для коуча, так и для клиента.
СИСТЕМНЫЙ ТРАНСФОРМАЦИОННЫЙ КОУЧИНГ
Но что это даёт для коллектива? Имеют ли отношения между фокусированным на результате, трансформационным и глубинным трансформационным коучингом также и коллективное измерение?
Хокинс и Смит предполагают, что внутри организации индивидуальный коучинг идеально сочетается с потребностями этой организации.
Имея в виду необходимость сдвига ключевых паттернов внутри организации, какой единственный сдвиг, здесь и сейчас, в клиенте мог бы быть трансформационным как для клиента, так и для организации?
Индивидуальный клиент как проявляет, так и делает вклад в паттерны организации. Так что прикосновение к точке, где встречаются паттерны клиента и организации, может стать трансформационным как для клиента, так и для его организации.
Чтобы это произошло, коучу нужно иметь системный взгляд, полностью признавая, что клиент отражает организацию, одновременно формируя ее.
Недавно один из моих менти попросил меня оценить сессию с топ-менеджером в компании, в которой он (коуч) также работал консультантом. Его клиентка жаловалась на своих коллег и что ей трудно справляться с их эмоциональными потребностями. Её сложности во взаимоотношениях отражали распространённую в компании тенденцию обращать внимание на задачи, игнорируя отношения. Для неё чувствительность к её собственным чувствам и открытость в отношениях были важным шагом в её развитии и в трансформации отношений в компании, как внутри, так и с потребителями. Опытный трансформационный коуч соединяет индивидуальные и корпоративные потребности подобным образом.
СИСТЕМНЫЙ КОУЧИНГ ГЛУБИННОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ
Имеет ли коучинг глубинной трансформации также коллективное измерение? Логично, что это задействует третий порядок или организационное научение тройной петли, отражённое и фасилитируемое через такое же научение в клиенте.
Может быть, это сложно представить, но последствия этого радикальны, даже революционны, полностью соответствуя предписанию Ганди "стань изменением, которое хочешь создать в мире".
Организационное научение тройной петли — это редкость. Оно предполагает радикальную перестройку всей организации. Мы имеем дело не только с корректировкой определённого организационного убеждения, ценности, стандарта или поведения. И не с переделкой фирменного стиля. А скорее с представлением коллективной пере-центровки всей структуры разделения и связанности, поддерживающей существование организации.
Полноценное научение третьего порядка означает переориентацию организации как локализованного выражения объединяющего источника большего целого.
Если научение третьего порядка включает трансценденцию границ самости, организационно это означает воплощённую реализацию того, что все части организации являются взаимосвязанными выражениями единого Существа, и это существо не является отдельным или отличным от естественной, коммерческой, человеческой и космической среды, которые оно пронизывает.
Такая организация не говорит пустых слов об экологии. Само её существование обусловлено взаимозависимостью с полем, выражающим себя в каждом и во всем. Такая организация чувствительна к общей экологии своего разворачивания в рамках всеобщего разворачивания.
Организация, подобная этой, от природы мудра, постоянно использует свою чувствительность к коллективному осознанию, чтобы точно настроить своё чувство направления внутри этого разворачивания.
Периодические советы католической и православной традиций, конклавы для выбора нового папы и собрания квакеров дают некоторые примеры попыток использовать более глубокий коллективный интеллект.
Но до сих пор у нас имеются лишь отдельные, если вообще такие есть, организации, последовательно ведущие деятельность на этом уровне мудрости. И это поразительный недостаток. Это главный фактор в коллективных вызовах, с которыми мы сталкиваемся, продолжая разрушать целостность с помощью наших разделённых самостей.
Однако это не значит, что места для системного коучинга глубинной трансформации ещё нет. Подобно тому, как взгляд от лица третьего порядка облегчает трансформационную работу в коучинге, так взгляд от лица третьего порядка может облегчить трансформационные изменения в организациях.
С точки зрения системной глубинной трансформации мы особенно заинтересованы в глубинных организационных тенденциях, которые выражают их базовые эпистемологические предпосылки относительно их собственной природы — как она воспринимает себя как организацию, как отделяет себя и как видит свои взаимоотношения с тем, что воспринимает как не-я или "внешнее" я.
Ключевой вопрос для консультанта и коуча таков: как эта организация воспринимает себя в своей разделённости и связанности с контекстом? Все её убеждения, ценности и практики в конечном итоге исходят из этого и удерживают её на месте.
Для коуча, работающего с индивидуальным клиентом с этой точки зрения, вопрос таков: каким образом глубинные паттерны и предположения моего клиента относительно осознания я-в-мире являются выражением глубинных паттернов и предположений в компании? И как могло бы разворачивание нашего коучингового диалога порождать радикальный сдвиг в воплощённом чувстве себя у клиента таким образом, чтобы глубоко повлиять на поле, частью которого он является?
Чтобы так работать, коучу нужно испытать и интегрировать некоторые методы научения третьего порядка. Он может оставаться в простом осознании Не-знания, отражая все аспекты своей личной жизни — мысли, чувства, привычки. Он находится дома в этом простом осознании за пределами различий и определений.
Его работа с клиентом становится контекстом для своего рода передачи в поле коуча и клиента, в котором их совместная идентичность ощущается также и в теле.
Каждая прямая реализация тогда в коучинговом испытании создаёт дрожь в корпоративном или организационном поле. И каждое индивидуальное мгновение соединённой осознанности замечательным образом оживляет коллективное поле. Тогда происходит чудо.
И наша работа движется в этом направлении, чем более мы позволяем ей отменять старое и трансформировать нас в процессе — по мере того как наша глубокая приверженность и полная отдача тому, что разворачивается, растёт и сходится в одну точку.
Про автора:
Питер Врица, PhD, PCC, всемирно известный коуч, один из столпов НЛП, сертифицированный супервизор коучей, публикуемый автор и спикер, блестящий методолог, психолог, лингвист, доктор философии.
Создал и развил Коучинг глубинной трансформации и процесс Ре-паттернинга — уникальный метод обновления генеративных жизненных паттернов.
Создал холистический подход к личностному и организационному развитию — «Путь развертывания», который охватывает естественное развертывание вещей через генеративное взаимодействие противоположностей.
Автор книги «Живая осознанность» и соавтор книг «Мокша», «Жизнь через Дух» с известной в Индонезии профессором психотерапии Лу Кетут Сурьяни. А также соавтор книги «Когда качество действий встречается с центровкой», написанной вместе с Яном Ардуи, всемирно признанным экспертом в области «мастерства». Работает в Европе, России, Америке и Азии.